Перевозчики уходят в тень: водители большегрузов требуют от властей соблюдать законодательство

05/06/2020

«Виновата фура» – довольно популярный вердикт краевых властей при обрушении аварийных мостов, ямах на дорогах, заторах на границе и других транспортных проблемах. Чиновники вместо их решения предпочитают бороться с перевозчиками, однако делают это не всегда законными методами.
Проблем в отрасли много – и все они копятся годами. Часть запретов перевозчики успешно оспаривают в судах, однако суды – это время и деньги, которые никто не возвращает. К тому же должностные лица, как правило, никогда не бывают наказаны.

Налоги и сборы


В 2015 году перевозчики просили освободить их от излишних платежей, поскольку была введена в действие система «Платон». А именно перевозчики предложили отменить в Приморье транспортный налог.
«Сегодня мы платим транспортный налог, акциз с каждого литра, экологический сбор и «Платон». Хорошо, мы согласны платить «Платону» по льготному тарифу, но давайте тогда уберём транспортный налог для большегрузов. Это не федеральный налог, это на уровне местных властей и губернатора. Когда вводили акцизы, говорили об отмене, но воз и ныне там. Извините, но большегрузы – не дойная корова, мы не безразмерные», – отмечал глава транспортной компании Геннадий Веретельников.
Налог был отменён в 2016 году федеральным законом, но с 1 января 2019 года эта льгота перестала действовать. Председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Пётр Куприянов обращался через уполномоченного по защите прав предпринимателей Марину Шемилину к председателю правительства Приморского края (тогда первому вице-губернатору) Вере Щербине уже в декабре 2019 года.
В обращении отмечается, что 
дополнительная финансовая нагрузка в виде транспортного налога и оплаты в систему «Платон», тарифы которого всё время увеличиваются, приведёт к ещё большему желанию добросовестных перевозчиков уйти в тень. 
Данная мера позволит официально работающим компаниям быть конкурентоспособными перед нелегальными перевозчиками, а также с перевозчиками из КНР (соглашение между правительствами РФ и КНР о международном автомобильном сообщении от 08.06.2018), за работой которых, по мнению заявителя, контроль вообще не ведётся.
К слову о налогах – по неофициальным данным, в Приморском крае в грузоперевозках занято около 16 тысяч больших грузовиков. А по официальным данным от ФНС за 2018 год, основным видом деятельности по коду ОКВЭД 49.41.1 «Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами» и 49.41.2 «Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами» имеют всего 872 налогоплательщика, в том числе 140 юридических лиц и 732 индивидуальных предпринимателя.
Исчисленная в отношении этих транспортных средств сумма транспортного налога составила 35 893 000 рублей. Транспортный налог на одну фуру – около 20 тысяч рублей. То есть примерно 1800 грузовиков. Всех остальных в отрасли называют «нелегалами» – это частники, которые не регистрируются вовсе. Или компании, у которых грузоперевозка является «сопутствующей деятельностью».
23 февраля 2016 года в Приморье рухнул первый аварийный мост в Новолитовске. Затем последовали мосты в других населённых пунктах, да в таком количестве, что год был назван «мостопадным».
И «виновата фура» было сказано как раз после обрушения моста в Новолитовске. В мае 2016 года правительством было издано постановление, в котором говорилось, что 24 региона России получат деньги, собранные «Платоном», на ремонт дорог – 10,85 млрд рублей. Но Приморский край в том списке искать бесполезно, регион так и не подал заявку на получение этих денег. «Мостопад» продолжался, а для большегрузов стали вводить дополнительные ограничения.

Перевес в суде


В августе 2017 года в Находке установили систему весового контроля за грузовиками. Это стало причиной серьёзного скандала в отрасли, после которого весы убрали, но должностные лица не были наказаны.
Так, 16 августа 2017 года сотрудником ГИБДД было задержано транспортное средство, перевозящее металлолом. Показания весов ГИБДД показали на 14,18 тонны груза больше, чем было на самом деле. Через несколько дней ООО «АвтоГруз» направило начальнику находкинской ГИБДД Леониду Воблому ходатайство о проведении повторного взвешивания на стационарных весах вместо передвижных. Однако начальник отказал, а автомобиль остался на штрафстоянке. Водитель оспорил штраф в суде. 
Из судебных решений следует, что взвешивание на переносных весах сотрудники ГИБДД проводили с нарушениями методик весового контроля. 
Также не была подготовлена специальная весовая площадка, не использовались пассивные площадки для выравнивания всех осей транспортного средства. Осуществлять весовой контроль сотрудники ГИБДД не имели права, поскольку не изучили методики, о чём свидетельствует факт полученных ими значительных искажений.
Также участок автодороги, где располагались весы, не соответствовал требованиям законодательства, в связи с чем протокол весового контроля был признан недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
Однако после нескольких аналогичных решений судов весы продолжали использовать. Добиться контрольного взвешивания удалось только в 2018 году, причём проводили его дважды. Во второй раз на взвешивании присутствовали члены профсоюза транспортных перевозчиков, представитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Шемчук, а также представитель завода-изготовителя весов на Дальнем Востоке, который дал заключение по многочисленным нарушениям при взвешивании. Весы в конце концов убрали, но ни Леонид Воблый, ни Николай Шемчук так и не были наказаны. В ответах прокуратуры говорится, что было применено дисциплинарное взыскание.
В конце 2019 года пункт весового контроля пообещали поставить и во Владивостоке. Объявили об этом в декабре, а в марте уже выписали первый штраф за превышение массы. Однако долго пункт не проработал. Представители отрасли указывали на то, что он установлен с нарушениями и не прошёл требуемых тестовых испытаний. Сейчас знаки завесили чёрными пакетами.

Без разрешения


Регламент по выдаче специальных разрешений был утверждён в Приморье в 2012 году. Получать его требуется всем перевозчикам, везущим крупногабаритный или тяжеловесный груз по краевым дорогам. Но даже если грузовик едет по федеральной трассе, то получать бумагу всё равно придётся – часть дороги, вопреки требованиям законодательства, тоже находится в краевом ведении. Это участок на объездной вокруг Уссурийска от комплекса «Газпрома» в сторону Хабаровска примерно 10 км. А также несколько километров от развязки Новый – Де-Фриз в сторону Углового.
С каждым годом разрешений получают всё меньше и меньше. И это не потому, что груза стало мало – наоборот, грузопоток значительно увеличился. Просто перевозчикам отказывают в их получении.
 Председатель профсоюза ТППК Пётр Куприянов называет эти причины надуманными, но они становятся достаточным основанием для того, чтобы фуры ехали на свой страх и риск. Так, в 2013 году было подано и согласовано более трёх тысяч заявок. А в 2018 году было подано 116 заявлений, из которых выдано разрешений только 43. В 2019 году было подано 72 заявления, выдано 29.
Причины отказов разные – негабаритный груз, запрет на передвижение порожних тралов, превышение допустимых габаритов. Но эти запреты касаются только коммерческих перевозок. Для «краевых» транспортов свободно делают исключения. Так, например, в распоряжении редакции есть согласованное разрешение для перевозки железобетонной балки от завода «Примавтодора» в районе Нефтеветки во Владивостоке до Новолитовска. Общая длина автопоезда при этом составила более 35 метров, а масса – более 60 тонн. Решением от 14.02.2019 № 16/1293/8 департамент транспорта и дорожного хозяйства допускает перемещение по автомобильным дорогам крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств – это является исключительной мерой и допускается только в случаях перевозки неделимых грузов. Но обычным перевозчикам в маршруте всё равно отказывают.
Каждый такой отказ перевозчики решили оспаривать в суде, причём по большей части успешно. В одном случае дошли даже до Верховного суда. 
Перевозчик подал заявку на перемещение порожнего трала до места нахождения объекта погрузки, а ему было в этом отказано, так как порожний трал превышает установленные габариты, но при этом не является грузом. Верховный суд постановил, что запрет на выдачу спецразрешения был незаконным. Теперь перевозчики пытаются апеллировать этим решением ВС, но край не берёт его во внимание, указывая, что это был частный случай.
За отсутствие разрешения предпринимателям грозит штраф до 400 тысяч рублей и арест автомобиля. А значит – невозможность осуществлять деятельность на протяжении длительного времени, пока идут судебные разбирательства.

Тебе дадут знак


Не всё гладко и внутри муниципалитетов. Во Владивостоке, например, движение большегрузов запрещено почти на всех крупных улицах – на Некрасовском путепроводе, Гоголя, Рудневском мосту, Всеволода Сибирцева, Океанском проспекте и других. При этом, по данным перевозчиков, подтверждённым официальными ответами от городской администрации и ГИБДД, во Владивостоке зарегистрировано около 295 000 автомобилей. Из них большегрузов – 2900, то есть 1%. Количество ДТП с участием грузовиков по статистике за 9 месяцев 2019 года составило 7,2%. Учётных ДТП – менее 3%. ДТП по вине грузовиков – менее 1%.
Ещё в 2011 году Игорь Пушкарёв пытался ограничить движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешённой максимальной массой более 12 тонн на участке автомобильной дороги, проходящей по улице Маковского и проспекту 100-летия Владивостока, от Маковского, 58в до Некрасовской, 122. Однако уже через два месяца Ленинский районный суд Владивостока признал незаконным это постановление. Тем не менее на Некрасовском путепроводе есть знак 3.7, запрещающий движение с прицепом.
В 2019 году в городе проводился эксперимент по ограничению выезда большегрузной техники из порта с 16:30 до 19:00. Порт пошёл навстречу и не осуществлял в это время разгрузку. Только никакого значимого эффекта это не оказало – пробки собирались ровно в тех же местах, в то же время, с той же скоростью, что и раньше.
Но это не помешало нынешнему градоначальнику, Олегу Гуменюку, принять постановление, запрещающее движение большегрузов в городе с 7 утра до 20 вечера. Планировалось установить на съездах с трассы Седанка – Патрокл запрещающие знаки и оборудовать стоянку для фур в районе улицы Дальней. Постановление в силу вступило, но ничего сделано не было. Через месяц прокуратура по заявлению перевозчиков опротестовала этот документ, поскольку он нарушал федеральное законодательство. Однако постановление так и не было признано недействующим.

Запрет есть – инфраструктуры нет


Действуют во Владивостоке и запреты на въезд большегрузов во время плохой погоды. Их перевозчики тоже считают неправомерными, хотя признают – если бы для грузовиков сделали хоть какую-то стоянку на время непогоды, то было бы легче.
Фуры останавливают в районе Ботанического сада, где поблизости нет ни туалетов, ни магазинов, ни закусочных. Перевозчики ждут иной раз по несколько суток, пока последствия непогоды наконец ликвидируют, а дороги почистят.
Стоянка, которую можно увидеть в районе развязки трассы Седанка – Патрокл и улицы Фадеева, – самопальная. Официально грузовики стоят на участке 25:28:010044:735, предназначенном под склады. Кстати, на золоотвале планировали сделать парковку для фур, но экспертиза показала, что грунт здесь токсичен. В состав угольной золы входят тяжёлые металлы – свинец, ртуть, мышьяк и прочие. При длительном воздействии их на организм человека они могут стать причиной рака, нарушений работы нервной системы, почек и печени. Так что для организации хотя бы какого-то официально действующего места массового скопления людей и транспорта площадку сперва нужно рекультивировать, но этого никто не делает.

Делайте по закону


Против законных мер и решений перевозчики не возражают. Но то, что происходит в крае сейчас, считают целенаправленной атакой на отрасль в угоду неизвестным лицам. 
Официально грузовые перевозчики в крае сейчас под запретом – не должен функционировать ни один порт, ни одна большая стройка.
Временные объезды аварийных мостов делаются уже после того, как эти мосты падают, но почему-то не до того.
Особенно показательным случаем водители считают обрушение моста в Осиновке, в котором обвиняют водителя фуры – однако петицию в его защиту подписало более 136 000 человек. В ходе судебного разбирательства было выявлено, что мост требовал ремонта с 1996 года. Но его не отремонтировали, объезд не построили, что стало причиной трагедии. Установили только знак, ограничивающий массу. Тем не менее ездить по аварийным дорогам, если это необходимо, можно даже официально – машинам, занятым на краевых стройках, рейсовым автобусам, военной технике и другим.
Устанавливаемые ограничения, которые «всё равно не действуют», как говорят чиновники, совершенно не означают, что под знак не может встать сотрудник ГИБДД – тогда всё снова начнёт действовать. Перевозчики требуют разобраться с беспорядком в отрасли – наказать виновных, упорядочить законодательство и сделать сферу легальной, а не полукриминальной.